Из опыта работы педагогов

 

 

______________________________________________________________________________________________

Материалы выступления педагогов МБУ ДО ЦДТ Большой Камень на городской экологической конференции исследовательских работ и природоохранных проектов "От Дня Земли - к Веку Земли" среди общеобразовательных организаций ГО Большой Камень в 2022-2023 учебном году

   Использование бросовых материалов в декоративно-прикладном творчестве на занятиях творческого объединения "Позитивчик МБУ ДО ЦДТ Большой Камень. Автор: Инзаркина Наталья Валерьевна. Тект и Презентация

   Экологическое воспитание детей (Из опыта работы творческих объединений МБУ ДО ЦДТ Большой Камень). Автор: Беляева Александра Александровна. Текст и Презентация.

  ______________________________________________________________________________________________

Методическая разработка занятия на тему

"Разучивание танцевального номера с колокольчиками"

Педагог Беликова Елена Александровна

 

         Возраст обучающихся:    6-7 лет

Тип занятия: комбинированный

Необходимое оборудование: магнитофон, флешнакопитель, планшет, театральная программа, колокольчики

Цель занятия: научиться  исполнять танцевальный номер с колокольчикам.

Задачи: познакомить обучающихся с видом сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Научить исполнять танцевальный номер. Развивать навыки самоконтроля, выдержки, выносливости. Развивать музыкальность, эмоциональную выразительность, артистичность. Воспитывать умение работать в команде во время исполнения  массового танцевального номера. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, дисциплинированность, взаимовыручку и поддержку, бережное и уважительное отношение к чужим творческим идеям, к искусству танца вцелом.

1.                        Организационный момент, включающий:

Цель – создание организационных условий для обеспечения продуктивности и эффективности проведения занятия.

Методы организации работы обучающихся на начальном этапе занятия: словесный и наглядный

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

-Приветствие педагога;

-Самоконтроль по подготовке к занятию (Надеть костюм для занятий, обувь для занятий, собрать волосы высоко на затылке0

- Приветствие детей

-Проверка присутствующих;

-Проверка готовности к занятию;

-Обозначить тему занятия;

-Определить цели и задачи занятия.

Раздать театральные программки балета Щелкунчик.

 

2.                        Повторение прошлого материала

Цель: актуализировать знания, которые понадобятся для изучения нового материала.

Методы: Повторение прошлого материала проводится в форме исполнения ранее изученных танцевальных элементов.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

- Дети исполняют шаг с носка по кругу, деми и гранд плие, 1,2,3 пор де бра на середине зала.

- Проводит опрос:  Как называется тот или иной элемент, по какой позиции исполняется.

Мотивацией дальнейшей деятельности является возможность исполнения концертного номера в концертной программе.

 

3.                        Изучение нового учебного материала

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «балет»

Задачи: Формировать у учащихся представление о том, что такое  балет, какую роль он играет в современном искусстве.

Методы и формы подачи нового материала: словесный и наглядный

Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу: уровень активности обучающихся, качество ответов на вопросы.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

- Слушают музыку из балета: «Танец феи дражже,

- Разучивают танцевальные комбинации с колокольчиками в руках.

- Отвечают на вопросы.

 

- Рассказ о том, что такое балет, либретто,  

 -Показ танцевальных комбинаций с колокольчиками в руках.

- Беседа о исполнительской культуре танцовщиков.

Педагог рассказывает о музыкальных фразах, репризах, секвенциях. О хореографических приемах, используемых в танцевальном номере.

 

Форма индивидуальной деятельности: Для детей более продвинутого уровня даются  усложненные танцевальные комбинации.

 

4.                        Практическая работа

Цель: Применить на практике полученные танцевальные навыки,

Задачи: Выразительное исполнение танцевального номера с колокольчиками

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Отрабатывание разученного танцевального номера.

 

- Делит детей по группам с учётом индивидуальных особенностей и  танцевальных способностей  детей;  

 

- Отслеживает  детей  самостоятельно справляющихся с исполнением комбинаций, и тех кому необходима помощь;

- Предоставляет помощь в заучивании танцевальных комбинаций.

Критерии уровня обученности ребёнка:

- высокий или продвинутый (самостоятельно исполняет танцевальную комбинацию музыкально и технично)

- средний (исполняет танцевальную комбинацию с небольшими погрешностями)

-допустимый ( выполняет задание только вместе с педагогом)

Групповая работа: дети работают в группах, закрепляя танцевальные навыки в своих  комбинациях.

Индивидуальная работа: Детям высокого уровня обученности педагог дает индивидуальное задание - работу над сольными партиями. Дети высокого и среднего уровня обученности оказывают помощь детям  допустимого уровня обученности.

 

5.                        Закрепление учебного материала

Цель: Проверить правильность исполнения танцевальных комбинаций.

Задачи: Отработать технически сложные места, музыкальность исполнения.

Методы: Словесный и наглядный.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала: отсутствие ошибок в исполнении танцевального номера, активность в обсуждении видеозаписи танцевального номера.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

-Исполняют танцевальный номер для записи его на планшет.

-Обсуждают, выделяют неточности в исполнении, отмечают исполнение без помарок.

 

- Видеозапись танцевального номера выносится на общее обсуждение.

-Задает наводящие вопросы.

-Отслеживает артистичное, эмоционально-выразительное исполнение.

Обсуждаются костюмы для исполнителей. Танцевальная обувь и прическа.

 

Скачать конспект можно здесь

Просмотреть видео

  

______________________________________________________________________________________________ 

О.В. Шабдирова

Это у меня хорошо получается

(обобщение опыта работы)

 

 

В дополнительное образование дети приходят на основе собственного свободного выбора (то есть, уже имея мотивацию заниматься любимым для них делом).

Недолгий педагогический опыт подсказывает мне, что самые большие усилия педагогу приходится направлять все-таки на поддержание и укрепление в них учебной мотивации.

Поэтому свое выступление хочу посвятить таким методам и приемам работы, с помощью которых у меня хорошо получается повысить у ребят интерес к занятиям изобразительной деятельностью.

Эпиграфом к выступлению выбираю такой: «Мотивация является ключевым компонентом обучения».

Ведущими педагогическими идеями в своей работе считаю следующие:

Каждый ребенок талантлив.

Необходимо строить работу с детьми на основе сотрудничества.

Важно, чтобы в любом виде совместной с педагогом деятельности ребенок смог найти свой внутренний мотив, который поможет ему самореализоваться.

 

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность в рисовании. На моих занятиях успешно использую множество нетрадиционных приемов и техник рисования, с помощью которых дети могут создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Начинаю такую деятельность с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». Не менее эффективна такая работа с детьми среднего и старшего возраста. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Оно позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание и интерес, раскрепощает детей, не утомляет их, позволяет не бояться сделать что-то не так, помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. У детей развивается фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску, наносит краску на предмет, изображенный цветными мелками, делает цветные отпечатки и т.д.). Такая работа позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции очень важны, ведь это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и преодолев с их помощью страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новыми и новыми техниками в рисовании.

Существует множество нетрадиционных техник, в моем арсенале в настоящее время их 15. Названия данных техник вы видите на экране (Это  восковые мелки + акварель; печатание листьями; кляксография с трубочкой;

монотипия; набрызг; оттиск смятой бумагой; рисование поролоном; гравюра (граттаж); рисование пальчиками, ладошками; тычок жесткой полусухой кистью; рисование по сырому; рисование крупами; конструирование из макарон; роспись по камню…)

Одна из любимых техник для ребят - монотипия. Я успешно применяю ее для того, чтобы учить детей видеть мир другим, фантазировать, вглядываться в каждую линию, каждый завиток и представлять какой-то образ; учить видеть цветовую гамму, определять сочетаемость цветов, развивать творческое воображение.

Оригинальным в моей работе считаю последовательность изучения техник. В соответствии с разделами образовательной программы предлагаю детям именно те техники, которые, на мой взгляд, помогут ярче всего изобразить каждую тему. Неизменный восторг вызывает у ребят творческое задание итогового занятия - совместить в одном рисунке несколько нетрадиционных техник. Работы получаются яркие и непохожие.

В своей работе большую роль отвожу выставочной и конкурсной деятельности, и это у меня хорошо получается. Считаю это важным и необходимым, поскольку такая деятельность мотивирует познавательный интерес ребят к изобразительному искусству, дает возможность самореализации, объединяет педагогов, учащихся и родителей. Ребенок должен знать, что он уникален и талантлив, что его творение интересно многим. Кроме того, выставка помогает ему увидеть вокруг себя много таких же талантливых и уникальных ребят. Вожу ребят и на выставки взрослых приморских художников. Успехом считаю то, что дети внимательно рассматривают выставки, делятся своими впечатлениями, анализируют работы, пополняют словарный запас специальными терминами.

Тематика постоянно меняющихся выставок творческого объединения «Радуга» в Центре детского творчества разнообразна: это и пейзажи, и натюрморты, сказки, исторические темы, композиции с людьми, работы, посвященные городу, любимым животным, временам года и т.д. Посетителями выставки являются учащиеся и педагоги образовательных учреждений города, родители.

Мои воспитанники успешно участвуют в выставках и конкурсах различного уровня (городских, краевых, региональных, всероссийских, международных). (На слайде – цифры о победителях и призерах)

Думаю, что всем тем, о чем было рассказано выше, успешно занимается каждый педагог изобразительного искусства. Далее хочу поведать о том, что стало для меня успешным благодаря необходимости найти выход из проблемной ситуации.

Работа по составленной мною программе выявила проблему, которая проявляется в двух аспектах: дети испытывают затруднения в создании рисунков по воображению и в создании словесного описания картины.

Считаю это гранями одного вопроса. Искусство слова и изобразительное искусство тесно взаимосвязаны. Видимо, детям не хватает такой развивающей среды, которая поможет им одновременно постигать и искусство слова, и изобразительное искусство в их образном единстве.

Бурное развитие компьютерных технологий затрудняет для подрастающего поколения понимание слова не только как источника информации, но и как носителя глубокого образного смысла, у детей угасает интерес к чтению литературных произведений. Кроме того, массовая детская книжная продукция не блещет высоким художественным уровнем иллюстраций.

В поисках пути решения проблемы мне помог А.И. Солженицын, чей столетний юбилей мы готовимся отметить в 2018 году. В сентябре 2014 года нам предложили проиллюстрировать рассказ из цикла «Крохотки» под названием «Утенок». Работа настолько увлекла и меня, и ребят, что в течение месяца она была уже выполнена. У меня возникла идея оформить электронный вариант книги (в программе PowerPoint), как более доступный и экономичный, и смотреть ее, как мы смотрели диафильмы. Книга благодаря флэш-картам «ушла в народ», идея понравилась и детям, и родителям, и педагогам.

Чтобы воплощение идеи «получилось хорошо», необходимо было выстроить целостную систему работы по созданию совместно с детьми книжных иллюстраций и изданию электронных книг.

Прежде всего, потребовалась корректировка образовательной программы: разработка и включение в нее раздела «Книжная иллюстрация» объемом 40 часов в год. (На слайде – уч-тематич. план этого раздела) Часы из данного блока использую в качестве обобщающих и итоговых для других разделов программы.

Включаю в занятия по всем разделам программы различные педагогические приемы работы с художественным словом, в том числе:

·                   чтение небольших художественных текстов по теме занятия,

·                   использование дидактического синквейна,

·                   различных словесных игр, помогающих «проявить» образ того, что предстоит изобразить.

·                   методики «сочини сказку по рисункам»

Разработала и активно использую в работе ролевую игру «Детское электронное издательство «Голоса радуги» (на слайде: ДЭИ «Голоса радуги», роли: художник-иллюстратор, художественный редактор, технический редактор, член художественного совета, писатель, издатель;) Пока роли художественного, технического редактора, издателя лежат на мне.

Использую технологию «Проектная деятельность» для создания в программе PowerPoint электронных книг, иллюстрированных детьми (это и произведения различных писателей, и собственные детские произведения).

Начало работы в данном направлении получилось хорошо. В нашем проекте издания, помимо «Утенка» уже проиллюстрирован рассказ Солженицына «Отражение в воде». К дате празднования 70-летия Победы будет завершен третий – «Старое ведро». (На слайде – скриншоты обложек детских книг).

К ежегодному конкурсу творческих проектов Центра детского творчества (апрель 2015), помимо перечисленных, подготовлены еще 5 детских иллюстрированных изданий. Дети радостно и активно включились в такую работу.

Даже начало трансляции данного опыта нашло отклик и заинтересованность у учителей ИЗО городских школ, (фото газетной статьи) в детской городской библиотеке. Надеюсь, что итоговое мероприятие в конце учебного года привлечет к нашей деятельности много единомышленников. (На слайде: Фестиваль-праздник «Голоса радуги», фото с концерта для садиков).

Благодаря работе над проектом «Детское электронное издательство «Голоса радуги» у меня хорошо получается продуктивно использовать на занятиях мультимедийное оборудование и документ-камеру, поскольку наглядность изучаемого материала значительно возрастает. При просмотре иллюстрированных ими книг ребята испытывают бурные положительные эмоции, особенно - когда на экране отслеживают, как я переношу их рисунки в презентацию. Каждый автор радуется, увидев свой рассказ или иллюстрации. Мы с удовольствием вместе с детьми читаем вслух электронные книги, это побуждает их к новому творчеству: сочинению текстов и сюжетов для рисунков.

На собственном опыте убедилась, насколько эффективно использование документ-камеры на занятиях, когда необходимо строго следовать определенному алгоритму в работе. Например, при создании карандашного наброска портрета человека. Я объясняю теорию и наглядно демонстрирую этапы рисования портрета под документ-камерой, а проектор все проецирует на экран. Удается сохранять высокий темп одновременной работы, в конце занятия виден плодотворный результат. Ребята вместе со мной сделали набросок портрета за два часа. Благодаря документ-камере при практическом объяснении нового материала, я не загораживаю обучающимся изображаемый мной рисунок. Ребята сразу видят и рисуют за мной, не дожидаясь, пока я отойду в сторону. Работа с документ - камерой помогает  сконцентрировать внимание детей, они активно участвуют в работе, помогает изучению и закреплению нового материала.

Теперь можно подвести итоги:

На данный момент у меня хорошо получается следующее: работать с детьми в нетрадиционных изобразительных техниках; организовывать выставочную и конкурсную деятельность; выстраивать систему работы над постижением и созданием художественных образов; применять интерактивные методы обучения; использовать компьютерные технологии, в том числе интерактивные.

Но это только начало. Педагогу, как и художнику, предстоит учиться всю жизнь. Поэтому впереди у меня еще много неизведанного и интересного.

 

 

Скачать - Ольга Шабдирова Презентацию «Это у меня хорошо получается»

 

Скачать - Шабдирова О.В.Творческая работа «Имидж педагога дополнительного образования»

 

Скачать - Шабдирова О.В.Эссе «Моя профессия»

 

Шабдирова Ольга- Занятие «Основы цветоведения»:

 

Скачать «Памятка Монотипия»

Скачать «Памятка Тест»

Скачать «Памятка цветоведение»

Скачать «Сказка про краски»

Скачать «Тест про цвета»

 

Шабдирова Ольга- Занятие «Психологический портрет»:

 

Скачать «Конспект занятия»

Скачать «К биографии Солженицына»

Скачать «Отчет о занятии»

Скачать «Презентация к занятию»

 

 

Шабдирова Ольга- Занятие «Секреты цвета»:

 

Скачать Конспект «Секреты цвета»

Скачать Презентацию «Секреты цвета»

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 16.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения